+79515080709 (09:00–20:00) tg/waproject@galan.pro
Таганрог,
Смирновский переулок, 27
TG
VK
Дела
+79515080709 (09:00–20:00) tg/waproject@galan.pro
Таганрог,
Смирновский переулок, 27
TG
VK
Дела
Error get alias
  • /
  • /

Переговоры и стресс. пять советиков

Приветики! У дизайнеров все больше и больше бизнес-коммуникаций переносится в онлайн-пространство. Рабочие чаты, электронная почта, видеоконференции - все это становится обыденностью в работе с клиентами. А новоиспечённые специалисты так и вообще никогда не встречались с клиентом лично и не представляют себе оффлайн встречу. И все это общение с заказчиками неизбежно вызывает значительный стресс.


Это происходит по разным причинам, таким как неопределенность в требованиях заказчика, несоответствие ожиданий, необходимость решения конфликтных ситуаций, ограниченное время на выполнение проекта и т.д.


Но главная причина всё-таки в развесовке ролей, назовём это так:

Заказчик такой важный и страшный, у него есть то, что мне нужно — деньги. И если я допущу ошибку в переговорах — случится что-то плохое. Мне не заплатят. Или я буду что-нибудь долго переделывать. А вдруг ему не понравится моя работа…

И проявляться этот стресс может по-разному. Кто-то начинает нервничать и терять концентрацию, кто-то замыкается в себе и перестает эффективно коммуницировать, а кто-то начинает сомневаться в своих способностях и компетенции

Отвечаю на не очень приятное сообщение, где заказчик резко высказался о дизайне

Если регулярно паниковать, воспринимать переговоры как пытку, ситуация сама по себе не решится. И даже если вы привыкнете к этому стрессу, а привыкнуть можно, наверное, практически ко всему, он продолжит наносить вам вред. Предлагаю несколько способов борьбы со стрессом от переговоров в рабочих чатах.

  1. Подготовьтесь заранее

Вроде бы очевидно, но перед началом переговоров с клиентом в рабочем чате, а тем более видеозвонке — необходимо подготовиться заранее. Я и сам грешу тем, что залетаю с двух ног в звонок даже не изучив задачу (а чаще всего какие-то вводные всё-таки есть). Оцените вводные настолько, насколько это возможно, изучите информацию о клиенте и его потребностях, посетите текущий сайт. За 30 минут можно даже заглянуть к конкурентам. Всё это существенно повлияет на успешность переговоров или брифа, план действий сам родится у вас в голове.

Прислали инфу — изучи до брифа

2. Сохраняйте спокойствие

Важно сохранять спокойствие во время переговоров. Не допускайте эмоциональных вспышек и уж тем более не переходите на личности. Очевидно, что лучше всего оставаться профессиональным и конструктивным в общении с клиентом. Если вы приметили какую-то неточность, например заказчик объективно не прав или описывает какие-то механики, которые работают иначе — не спешите его перебивать:

Ой, да это уже сто лет так не работает, емае! Где вы это вообще подслушали?!

Дайте человеку высказаться, а после спокойно опишите актуальные механики. Так вы покажете что вы уравновешены и компетентны. Не забывайте, что заказчик по отношению к вам также насторожен как и вы к нему, и корректное поведение системно угнетает его волнение. И это хорошо.

3. Используйте свои навыки коммуникации

Навыки коммуникации - ключевой инструмент в борьбе со стрессом от переговоров. Пожалуйста, будьте вежливы! Не забывайте о правильной формулировке вопросов, активном слушании и умении находить компромиссы. Вроде бы этим заполнены все книги по переговорам и менеджерскому делу, но ведь лучше ответить:

Подобный функционал будет затруднительно реализовать, понадобится привлекать специалиста для работы с кодом. Думаю это минимум вдвое увеличит стоимость и общую продолжительность работы над проектом. Но у меня есть решение, которое вам может подойти..

Вместо:

Мы это не делаем, тут надо прогера искать, а они сами знаете какие. Будут пол года делать и жаловаться на малоденях, давайте пропустим эту фичу

Хуже того, чтобы между делом критиковать коллег по цеху, вообще сложно что-то придумать.

Главное — уважение

4. Не бойтесь прервать переговоры

Если вы почувствовали, что переговоры начинают выходить из-под контроля или вызывают у вас сильный стресс, не стесняйтесь прервать их. Предложите клиенту продолжить общение позже, а если желание совсем уж испарилось —сошлитесь на занятость и большой проект. Этому вообще ничего нельзя противопоставить. Глядя на прерванные рабочие чаты, которых более 100, могу сказать что странных заказчиков хватает. Фантазеры, люди, которые не оценили свои силы или ваше предложение, их всегда будет довольно много.

Клиент согласовал бриф и не явился на него. Сентябрь 22

5. Не забывайте о здоровье

Стресс может негативно сказаться на здоровье. Поэтому не забывайте о здоровом образе жизни, правильном питании, физических упражнениях и релаксации. А лучше просто передайте всю эту ебанину с общением, договорами, правками, ответами в чате на непонятные вопросы — специалисту, например мне :)

В итоге, если у вас нет толкового проджекта, борьба со стрессом от переговоров в рабочих чатах - это процесс, который требует времени и усилий. Однако, если вы будете использовать эти инструменты и постоянно совершенствовать свои навыки коммуникации, то сможете успешно преодолевать любые сложности в работе с клиентами. Немножко здравого безразличия к происходящему, и все будет хорошо!